Анализ и комментарии: французские крестовые походы

Требование Франции о том, чтобы европейский налог на финансовые операции мог быть принят в законодательстве в конце этого года, если франко-немецкий альянс достаточно поработает, чтобы запугать остальные государства относительно принятия текущих предложений, выглядит все более сомнительным наряду с растущими разногласиями внутри ЕС по масштабам и временным рамкам налога (или в отношении того, должен ли вообще применяться такой налог во всех странах), и еще более страшными предупреждениями со стороны компаний, занимающихся операциями с ценными бумагами, об экономическом уроне, который может нанести налог.
Хотя предложения Европейской Комиссии по налогу на финансовые операции все еще продолжают получать широкую поддержку на всей территории ЕС, в настоящее время Франция, кажется, осталась одна, как единственная страна, которая полностью поддерживает осуществление предложений Европейской Комиссии по налогу на финансовые операции, как можно скорее.
В соответствии с планами, изложенными Европейской Комиссией в сентябре, налог в размере 0,1% будет взиматься с торговли акциями и облигациями, в то же время ставка в размере 0,01% будет применяться к другим видам транзакций, включая дериваты. Для того чтобы снизить риск передислокации, налог будет распространяться на финансовые учреждения в стране их резиденции. В соответствии с этими планами, налог будет введен в действие в 2014 году. Однако ряд ключевых фигур французского правительства, включая президента Саркози, вернувшись после рождественских и новогодних каникул, решили удивить всех и потребовали внедрения налога в конце 2012 года, а также хотят обсудить это на предстоящем заседании Европейского Совета (в принципе государств-членов), которое состоится 30 января.
Первое указание агрессивной стратегии Франции по налогу на финансовые операции поступило сразу после Нового года, когда французский министр по европейским делам Жан Леонетти рассказал по одному из телевизионных каналов, что Саркози и его коллега из Германии Ангела Меркель будут настаивать на вводе налога в ЕС до конца этого года. Вскоре после этого, специальный советник президента Саркози Анри Гэно сказал, что Франция была готова показать пример, и рассказал, что правительство примет решение по налогу до конца января. Затем, французский государственный секретарь, ответственный за жилье, Бенуа Аппарю объявил, что планы по налогу на операции, вероятно, будут рассмотрены правительством в феврале, и вероятнее всего, что национальное законодательство будет представлено в парламенте Франции задолго до президентских выборов, которые состоятся в апреле. Саркози сам использовал свое новогоднее обращение в попытке аргументировать, что налог на операции является «моральным» вопросом и о том, что финансовый сектор должен сыграть роль в «ремонте повреждений, причиной которых он стал».
Германия, главный союзник Франции, когда дело доходит до европейских финансовых делах, однако, не настолько готова к продвижению этой затеи. Хотя один из основных защитников налога на операции Ангела Меркель пытается сохранить деликатный баланс внутри правящей коалиции, которая состоит из ее консервативной партии Христианско-демократический союз, и более радикальной и экономически либеральной партии - Свободной демократической партии (СвДП).
ХДС готова одобрить реализацию налога в еврозоне, в первую очередь, а затем направить другие европейские государства-члены на этот курс. СвДП, однако, менее чем убеждена в том, что налог на операции является рабочим, и не стесняется, когда речь идет о противостоящем ей старшем партнером по коалиции по этому вопросу. Лидер СвДП Филипп Рёслер настаивал неоднократно на том, что такой налог должен применяться во всех государствах-членах Европейского Союза (ЕС), предупреждая, что иначе применение его только в еврозоне просто приведет к искажению конкуренции и отрицательно скажеться на немецком финансовом центре Франкфурта. Рёслер призвал Меркель согласовать правительственную линию и продолжать настаивать на общеевропейском решении, а не просто принятии налога в еврозоне.
Однако расхождения во взглядах также начинают появляться в рядах собственной партии Рёслера. В самом деле, вопреки своему партийному лидеру, Вольфганг Кубицки, председатель фракции СвДП в земельном парламенте федеральной земли Шлезвиг-Гольштейн, выразили поддержку канцлеру Меркель, подчеркивая важность начала осуществления конструктивных индивидуальных шагов, которые могли бы, в обозримом будущем, даже убедить Великобританию поддержать общеевропейский налог.
Тем не менее, ХДС и ее сопряженная партия, Христианско-социальный союз Баварии (ХСС), которая недавно выразила уверенность в том, что СвДП откажется от своего противостояния идее о налоге на финансовые операции только на уровне еврозоны. Подчеркивая «очень широкую поддержку» налога в Германии, недавно парламентский секретарь парламентской фракции ХДС Петер Альтмайер настоял на том, что либералы, в конце концов, согласятся, несмотря на глубокий скептицизм. Альтмайер утверждал, что к концу марта станет ясно, действительно ли налог может быть введен во всех 27гоударствах-членах Европейского союза (ЕС), или налог придется применять только в еврозоне, учитывая стойкое сопротивление со стороны Великобритании. Если ЕС не удастся достичь консенсуса, должны быть рассмотрены другие варианты, добавил он.
Отвергая аргумент СвДП о том, что налог в еврозоне просто приведет к тому, что финансовая деятельность передислоцируется в другие страны, например, Лондонский Сити, Герда Хассельфельдт из ХСС пояснила, что предложение Комиссии ЕС устраняет или, по крайней мере, ограничивает любые подобные риски, так как оно предусматривает, что основой налога является не определенное место, где осуществляется сделка. Есть признаки того, внутри СвДП, что соглашение может быть достигунто, отметила Хассельфельдт. Тем не менее, руководство СвДП, по крайней мере, публично, категорически против идеи налога на финансовые операции на уровне еврозоны.
Немецкие банки уже готовятся, по крайней мере, к тому, чтобы частично переместить свою деятельность в Лондон или за границу накануне возможного ввода налога на финансовые операции в еврозоне с 2014 года.
На данный момент шансы применения налога на финансовые операции на всей территории ЕС являются довольно незначительными, учитывая, что все 27 государства-члены должны согласовать новые налоговые меры и тот факт, что Великобритания настроена решительно против. Четыре из пяти финансовых операций в Европе, осуществляются в Великобритании, а банки Лондона и финансовые учреждения являются ответственными за треть внешней торговли иностранными валютами, на сегодняшний день финансовый центр Великобритании является крупнейшим в Европе и, вероятно, вторым после Нью-Йорка.
Хотя противостояние Великобритании в отношении планов по налогу на финансовые операции хорошо известно, некоторые другие ключевые государства-члены также в лучшем случае выразили двойственность своих взглядов, а в худшем - прямо враждебно настроены в отношении идеи. Дания, которая в настоящее время удерживает шестимесячное председательство в Европейском Союзе до конца июня, недавно подчеркнула свое нежелание ввести налог на финансовые операции во всей Европе, предупреждая о неизбежной опасности для роста и занятости. Высказывая позицию страны, недавно министр экономики Дании Маргрете Вестагер утверждала, что предложение, выдвинутое Брюсселем еще в сентябре прошлого года, является «не очень надежным». Вестагер утверждала, что ввод такого налога только в Европе приведет к потере темпов экономического роста в размере 0,5% на континент, и приведет к потере сотни тысяч рабочих мест в результате возможной передислокации банковской и финансовой деятельности. Учитывая, что на данный момент приоритетом является создание рабочих мест, Дания «очень неохотно» собирается поддержать предложение, которое может иметь полностью противоположный эффект, добавила министр Дании.
Швеция также вряд ли поддержит планы, которые были осуществлены в качестве эксперимента с ее собственным налогом на операции в 1980-х годах, и которые стали причиной катастрофических результатов: когда налог вступил в силу, шведские цены на акции резко упали, примерно половина торговли акциями Швеции сбежала в Лондон, объемы торговли облигациями упали примерно на 85%, в то время как торговля фьючерсами упала на 98%.
Ирландия, где финансовые услуги стали основой национальной экономики, также не очень стремится поддерживать налог на операции, если только он не будет охватывать все 27 государства-членов. Излагая мнение своего правительства по налогу  в прошлом году, министр финансов Майкл Нунан заявил, что вопрос не может стоять так: налог взимается в Дублине, но не в Лондоне. Он сказал, что, если условия этого спора изменятся в пользу Лондона, это будет иметь негативные последствия. Реализация налога в Дублине, но не в Лондоне, будет «очень обременительной» для Ирландии, подчеркнул он.
Также было бы преуменьшением предполагать, что сектор финансовых услуг Европы не стремится к тому, чтобы этот налог навязали ему, а также в ряде недавних сообщений звучит предупреждение о том, бедственные экономические последствия ждут те страны, которые одобряют налог на финансовые операции.
По данным доклада, озаглавленного «Предложенный Комиссией ЕС налог на финансовые операции; анализ влияния валютных рынков», который составлен консалтинговой фирмой Oliver Wyman для Международной ассоциации финансовых рынков (GFMA), предложения Еврокомиссии приведут к увеличению расходов на операции иностранного валютного рынка вплоть до 18 раз и потенциально может стать причиной того, что три четверти налогооблагаемых операций, передислоцируются в другие юрисдикции, чтобы избежать налога.
В докладе делается вывод, что налог приведет к снижению объема операций и ликвидности, и, в конечном счете, приведет к повышению стоимости для конечных пользователей, таких как пенсионные фонды, управляющие активами, страховые компании и корпорации. Кроме того, в докладе звучит предупреждение о том, что налог на финансовые операции станет бременем для европейской экономики, потому что рост налога в размере 1 евро, будет стоить экономике более 1 евро из-за высоких расходов, связанных со снижением ликвидности.
«Налог на операции будет циклически проходить в экономике, что нанесет ущерб, как инвесторам, так и предприятиям», предупредила Международная ассоциация финансовых рынков в письме к министрам финансов Большой 20 в сентябре прошлого года. «Негативные последствия такой инициативы будут ощущаться наиболее сильно в регионе, где налог на финансовые операции взимается, поскольку основной бизнес передислоцируется в другие юрисдикции».
«Крупнейшие экономики, которые приняли налоги на финансовые операции и подобные налогу на финансовые операции инициативы, имели чрезвычайно негативные результаты и последствия, включая снижение цен на активы, перемещение торговли в другие страны, передислокация рынка, и снижение ликвидности», говорится далее в письме, ссылаясь на шведский опыт. «В свете нынешнего неустойчивого состояния международных рынков и экономики, и в связи с тем, что многие страны испытывают высокий уровень безработицы и вялое восстановление, ввод такого налога будет особенно разрушительным».
Ассоциация по управлению альтернативными инвестициями (AIMA), торговый орган, который представляет мировую отрасль хедж-фондов, также выступила против налога на финансовые операции, и сказала, что, он может привести к значительному уменьшению трансграничной торговли финансовыми инструментами, такими как акции, облигации и их производные, в ЕС, подрывая общий рынок. Сделав много таких же выводов, что и в отчете Международной ассоциации финансовых рынков, в анализе Ассоциации по управлению альтернативными инвестициями сказано, что налог на финансовые операции будет иметь широкое распространение, а также непреднамеренные негативные последствия. Подрывая единый рынок ЕС, Ассоциация по управлению альтернативными инвестициями также сказала, что налог на финансовые операции приведет к сокращению сбережений налогоплательщиков ЕС и доходов пенсионеров, приведет к сокращению уровня инвестиций в реальной экономике, снизит цены на активы, расширит разрывы, препятствуя эффективному выявлению цены финансового инструмента в ходе свободного биржевого торга и увеличит нестабильность рынка.
Согласно Ассоциации по управлению альтернативными инвестициями, в собственных исследованиях Комиссии сделаны выводы о том, что налог на финансовые операции приведет к потере десятков миллиардов евро в год для ЕС. По оценкам, ежегодные доходы от налога на финансовые операции составит примерно от 25 млрд. евро до 43 млрд. евро (32-55 млрд. долларов США), но также будет и снижение общеевропейского ВВП в размере от 0,53% (86 млрд. евро) и до 1,76% (286 млрд. евро). Даже эти значительные затраты, возможно, были недооценены, сообщает Ассоциация по управлению альтернативными инвестициями, потому что не в полной мере учитывается эффект «каскада» от налогов, применяемых к каждой составной части данной отрасли торговли.
Генеральный директор Ассоциации по управлению альтернативными инвестициями Эндрю Бейкер сказал: «В нашем анализе делается вывод о том, что предложенный налог на финансовые операции в ЕС уменьшит или устранит огромное количество трансграничной торговли акциями и облигациями в рамках Европейского Союза, тем самым подрывая единый рынок. И речь не идет о сложных финансовых операциях, а очень простой покупке или продаже акций, предпринимаемых обычными инвесторами. Это может иметь очень серьезные нежелательные последствия, включая дальнейшее ужесточение условий финансирования бизнеса, в критический момент европейской экономики».
В собственных исследованиях Комиссии признано, что простые операции с акциями, как правило, требуют гораздо большего количества звеньев в цепочке операций, вместе с одним или несколькими посредниками, которые посредничают между клиентом и местом торговли в другом государстве-члене ЕС. Ассоциация по управлению альтернативными инвестициями сказала, что Комиссия недооценивает масштабы этой практики и переоценивают степень, в которой покупатели и продавцы могут изменить существующие практики с целью снижения числа сделок, необходимых для трансграничной торговли. Результатом станет более мелкий и менее ликвидный рынок в большинстве государствах-членах, предупредила Ассоциация по управлению альтернативными инвестициями.
Однако такое огромное количество предупреждений, похоже, не повлияло на президента Саркози, и он не отклонился от своего нынешнего курса. Но даже если ревностные французы победят в отношении ускоренного ввода налога на операции, остается много препятствий, которое должно быть преодолены прежде, чем Европа сможет ввести налог, особенно, вопрос состоит в том, будет ли это налог для еврозоны или для ЕС. Если первое, то предполагается, что должны быть согласованы дополнительные правила, чтобы предотвратить бегство банков и финансовых учреждений в Лондон. А если это второе, то Нью-Йорк, Гонконг, Сингапур и даже Швейцария будут потирать руки от радости за потенциальный бум в бизнесе.
Независимо от результатов, это, вероятно, будет долгий и извилистый путь для европейских участников переговоров. Циники, однако, спокойно спрашивают, переживет ли очевидный энтузиазм Елисейского дворца по-поводу налогу на финансовые операции предстоящие выборы президента Франции. . .

Отправить комментарий